In English
:: О компании :: Портфолио :: Основные услуги :: Дополнительные услуги :: Информация

Как писать техническое задание или технические условия при создании сайта

В 90% случаев клиент не представляет себе, что такое техническое задание на разработку сайта или программы. Даже если у него есть какие-то наброски, то это однозначно не дотягивает иногда даже до технических условий.

В этой статье я поясню в чем разница между техническим заданием (ТЗ) и техническими условиями (ТУ), а так же расскажу, как написать техническое задание на создание сайта.

Технические условия

Это по сути дела описание концепции вашего проекта. Любой разработчик в процессе беседы с клиентом пытается узнать как раз это самое ТУ. В качестве альтернативы вам могут предложить заполнить бриф (анкету) с заранее подготовленными вопросами.

В ТУ по созданию сайта должна быть следующая информация:

  • цель создания сайта, предполагаемое название сайта
  • деятельность предприятия, география услуг, вид предоставляемого товара или услуги, которые будут представлены на сайте
  • целевые потребители товара или услуги
  • сильные и слабые стороны компании, черты отличающие вас от конкурентов
  • тип вашего будущего сайта (информационный, интернет-магазин, каталог, новостной портал и т. п.)
  • сколько языковых версий сайта должно быть
  • составляющие сайта, которые требуются (форум, блог, каталог товаров, анонсы, архив новостей, галерея фотографий, партнерский вход и т.п.)
  • предположительная иерархическая структура сайта:
    • о компании
    • каталог продукции
    • медиа галерея
    • новости
    • архив новостей
    • контакты
  • кто будет заполнять сайт содержанием: клиент или разработчик?
  • сайты конкурентов, а так же сайты которые вам нравятся

Пример технических условий на создание сайта

Необходим сайт для компании «А». Цель сайта — привлечение клиентов через интернет и улучшение взаимодействия с текущими клиентами.

Наша компания продает отопительную технику, предоставляет услуги монтажа и сервисного обслуживания. Наши услуги предоставляются для города N и области.

Потребители наших услуг — это в основном люди, которые делают ремонт или строительные компании. Мы предлагаем конкурентоспособные услуги такого же уровня и качества, как наши потенциальные конкуренты. Планируем создать информационный сайт с интернет-магазином. Сайт одноязычный.

На сайте должны быть, текстовые разделы, новости, архив новостей, интернет-магазин, прайс-лист наших услуг.

Структура сайта:

  • о компании
  • интернет-магазин
  • каталог услуг
  • новости
  • контакты

Заполнять сайт текстами и товарами будут наши менеджеры.

Техническое задание

Для небольших сайтов будет достаточно и технических условий, но если вы планируете что-то крупное, то будьте готовы к составлению ТЗ. Простые варианты ТЗ могут быть разработаны без проблем даже заказчиком.

ТЗ это почти тоже самое, что, например, чертеж проекта здания — без него дальнейшая работа не возможна. В нём должен быть описан весь проект как с внешней стороны, так и его внутренняя структура (база данных и программные модули). При разработке относительно простых проектов можно конечно опустить описание внутренней структуры.

Основные особенности ТЗ:

  • без него нельзя создать качественный сайт
  • без него нельзя точно оценить ни стоимость ни сроки работ
  • составлением ТЗ для сложных проектов должен заниматься профессионал
  • объем ТЗ может быть разным от нескольких страниц до нескольких сотен
  • создание профессионального ТЗ не может быть бесплатной услугой

Как писать техническое задание на создание сайта

Я приведу краткую инструкцию по написанию ТЗ для клиента (тоесть простого ТЗ). Для написания ТЗ вам прежде всего нужно уже иметь на руках готовые ТУ. ТЗ можно условно разделить на 2 базовые части: описание структуры и требования к оформлению (дизайну).

Сначала копируем структуру создаваемого сайта из ТУ и, при необходимости, расписываем её как можно подробнее. Далее мы будем использовать эту структуру для подробного описания её частей. По сути дела нам требуется как можно детальнее описать текстом каждый раздел создаваемого сайта и не забывайте про главную страницу.

Пример 1

Раздел «Мероприятия». Список мероприятий (мероприятия, обучения, выставки и прочее) проводимых компанией. При просмотре подробной информации информации о мероприятии будет реализована возможность заполнения формы-заявки на участие в данном мероприятии.

Пример 2

Раздел «Аннонсы/новости. Новостная лента, построена по принципу — самая свежая новость вверху списка. В списке отображается заголовок, дата и краткое описание новсти/аннонса с возможностью подробного просмотра. В списке последних новостей отображается около 20-25 записей. Все остальные записи попадают в архив, где будет возможно просмотреть все данные с фильтром по месяцам/годам.

Вы должны описывать только то, что должен видеть пользователь, который находится на вашем сайте. Не стоит описывать слишком подробно т. к. тогда у разработчика в таком случае будут «связаны руки» и он не сможет предложить вам свое (профессиональное) видение того или иного раздела сайта.

Так же по возможности пытайтесь как можно чаще использовать в тексте списки с различной вложенностью — это заметно улучшает читаемость вашего ТЗ.

Пример 3

Новостная лента сайта состоит из таких частей:

  • Список новостей в порядке их поступления (самая свежая новость вверху списка). Список разбивается на страницы по 25 новостей в каждой. В списке каждая новость состоит из:
    • Название новости — в виде ссылки на страницу с новостью
    • Краткое описание
    • Дата публикации
    • Изображение новости — необязательный параметр
  • Страница новости, которая содержит:
    • Название новости
    • Дата публикации новости
    • Изображение новости — необязательный параметр
    • Подробный текст новости
    • Ссылка на источник новости — необязательный параметр
  • Архив новостей, который выглядит как список новостей, но с возможностью указания периода (год и месяц) за который нужно показывать новости. На странице новостей публикуется 100 последних записей, остальные из них попадают в архив.

Требования к дизайну сайта

Это по сути дела дополнение к ТЗ, где вы должны довольно определенно описать ваши пожелания исключительно к внешнему виду сайта. Эти требования могут быть различными и зависят, как от вкуса заказчика, так и от корпоративных стандартов.

При составление требований к дизайну сайта советую вам всегда описывать следующее:

  • логотип компании: должен ли он являться частью дизайна и если да, то обязательно нужно предоставить его электронную копию
  • цветовая гамма сайта: названия цветов, которые можно использовать в дизайне либо их коды (при наличии корпоративных стандартов)
  • общий цветовой фон: какой цвет преобладает, какой должен быть основной фон сайта (белый, черный, серый)
  • стилистика (тематики) дизайна сайта, например: "строгий деловой стиль", "сайт должен вызывать ассоциацию с кофе", "яркий цветной дизайн" и т.п.

Заключение

Техническое задание создается не только для разработчика сайтов, но и для самого заказчика. Клиент должен четко знать и видеть на бумаге, что он хочет получить в конце работ, и за что он будет конкретно платить деньги. Если же клиенту нужно что-то вот такое ... эдакое, то и результат будет таким же абстрактным, как и задача.

Не ленитесь писать техническое задание.

опера на компьютер